Доклад начальника ГУ МВД России по Волгоградской области генерал-лейтенанта полиции А.Н. Кравченко на расширенном заседании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Волгоградской области по вопросу «О состоянии законности, мерах по укреплению правопорядка и предупреждению правонарушений на территории Волгоградской области».

 г. Волгоград, 28 марта  2013 г.
Уважаемый Сергей Анатольевич!Уважаемые присутствующие! 
С учетом того, что наше совещание неоднократно переносилось построю свой доклад следующим образом. Коротко доложу об итогах работы за 2012 год и остановлюсь на основных проблемных вопросах, которые возникают в текущем году. Характеризуя результаты работы подразделений полиции, следует отметить, что 2012 год был насыщен масштабными общественно – политическими событиями как регионального, так и федерального уровня. Несмотря на значительное отвлечение личного состава для выполнения служебно – боевых задач в Республиках Северного Кавказа  и Краснодарском крае, сотрудниками полиции обеспечен правопорядок при проведении более 6,5 тысяч массовых мероприятий, при этом все они проведены на достаточно высоком организационном уровне. Своевременное реагирование на изменения оперативной обстановки, позволили нам добиться снижения уровня преступности в регионе. Уменьшилось количество убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей. Сохранена позитивная динамика сокращения преступных посягательств на собственность, в т.ч. краж. Как положительный результат отмечаю и сокращение тяжкой и особо тяжкой составляющей преступности. При этом произошло увеличение зарегистрированных фактов незаконного завладения транспортом (с 611 до 704; +15,2%), мошенничества (с 2057 до 2346; +14,0%), поджогов (с 204 до 230; +12,7%), хулиганств (со 108 до 119;+10,2%), разбойных нападений (с 252 до 262; +4,0%), краж из квартир (с 1395 до 1399;+0,3%).В прошедшем году удалось в целом успешно противостоять наркоугрозе. Непосредственно сотрудниками полиции выявлено около 2 тысяч преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Имеются положительные результаты противодействия организованной преступности. Раскрыто более 250 преступлений, совершённых организованными преступными группами. Пресечена деятельность 124 лидеров и активных участников ОПГ, изобличённых в совершении преступлений.О положительных примерах можно говорить много, достаточно сказать, что Главное управление по итогам 2012 года заняло 1 место среди 15 подразделений МВД по субъектам Российской Федерации 2 группы (определенной приказом МВД РФ № 1310-2011). С учётом жестких критериев оценки деятельности органов внутренних дел, это более чем серьёзный результат, за которым стоит большой труд всех сотрудников волгоградской полиции, профессионально и добросовестно выполнявших поставленные задачи. Практически все территориальные органы выполняли возложенные на них задачи на должном уровне, при этом лучших результатов добились подразделения органов внутренних дел Дубовского, Михайловского, Николаевского, Светлоярского, Алексеевского, Иловлинского, Клетского, Быковского и Суровикинского районов. С учетом экспертной оценки, неудовлетворительно оценена деятельность 5 подразделений (МО МВД РФ «Жирновский», О МВД РФ по Среднеахтубинском району, МО МВД РФ «Камышинский», МО МВД РФ «Котельниковский», О МВД РФ по Новоаннинскому району). По двум из указанных подразделений приняты кадровые решения по замене руководителей (Камышин, Жирновск).Если характеризовать обстановку в текущем году, то в целом по итогам 2-х месяцев мы сохранили позитивные тенденции по основным направлениям деятельности. Увеличилось количество раскрытых фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, разбойных нападений, грабежей, хулиганств, краж транспортных средств, в т.ч. автомобилей.   С положительной стороны отмечу и сокращение подростковой преступности в регионе.По оценочным критериям нам удалось сохранить лидирующее  положение во 2  группе (определенной приказом МВД РФ № 1310-2011)  и это при том, что Главк дважды подвергался жесткой проверке комиссией МВД России.  Наилучших ведомственных показателей добились коллективы О МВД России по Дубовскому, Новоаннинскому, Городищенскому, Николаевскому, Быковскому районам, МО МВД России «Еланский», «Суровикинский», «Котельниковский», «Алексеевский», «Фроловский». Неудовлетворительно оценена деятельность 12 подразделений (МО МВД России «Котовский», «Урюпинский», «Жирновский», «Палласовский», «Клетский», «Камышинский»,  О МВД России по Калачевскому, Ленинскому, Среднеахтубинскому, Светлоярскому районам, У МВД России по г. Волгограду, г. Волжскому). За 2 месяца 2013 года сотрудники полиции обеспечили правопорядок при проведении более тысячи массовых мероприятий (1176; АП – 882; +33,3%), в т.ч. связанных с празднованием 70-й годовщины победы в Сталинградской битве (2 февраля т.г.), дополнительных выборов депутата Волгоградской областной Думы по Городищенскому одномандатному избирательному округу (проводились на территории Светлоярского, Октябрьского, Городищенского и Котельниковского районов), нарушений общественного порядка не допущено. Вместе с тем, остановлюсь на ряде проблем, которые на сегодняшний день вызывают наибольшую озабоченность. Отмечается рост  количества преступлений, совершённых на улицах (+37,9%; с 696 до 960),  наибольший рост допущен на территории обслуживания МО МВД России «Клетский» в 8,5 раз (с 2 до 17), О МВД России по Светлоярскому району в 7 раз (с 1 до 7), МО МВД России «Суровикинский»  в 6 раз (с 0 до 6), «Иловлинский» в 5 раз (с 1 до 5), «Котовский» в 4 раза (с 5 до 21), более чем в 2 раза в У МВД России по г. Волжскому (с 65 до 177) и О МВД России по Ленинскому району (с 5 до 11). Эту проблему нам необходимо решить комплексно, в т.ч. с использованием технических средств и привлечением общественности.Вопрос участия граждан в охране правопорядка является актуальным на протяжении ряда десятилетий. Преобразование системы органов внутренних дел и сокращение численности личного состава обуславливают необходимость динамичного развития данной темы. С положительной стороны отмечу работу добровольной народной дружины г. Волгограда, которая на протяжении 15 лет успешно функционирует и вносит большой вклад в охрану правопорядка на территории областного центра (начальник штаба ДНД г. Волгограда Коротенко Сергей Николаевич). Положительный опыт работы Волгограда по созданию дружин используется и в других муниципальных образованиях, таких как Котовский, Старополтавский, Николаевский, Котельниковский, Еланский.  Вместе с тем, не созданы ДНД в таких крупных городах как Волжский и Михайловка.На базе Учебного центра нами организовано обучение дружинников по правовой, специальной и физической подготовке. 230 дружинников успешно прошли курсы, по окончанию которых народным дружинникам выдали свидетельство о прохождении учебных сборов. Одной из важнейших социальных задач является предупреждение распространения алкоголизма и наркомании.  Несмотря на принимаемые меры, количество лиц, злоупотребляющих алкоголем  и наркотиками возрастает. В отчётном периоде более чем на 40% возросло количество преступлений, совершенных в алкогольном опьянении (+41,7%; с 669 до 948). Сотрудниками полиции выявлено более 17 тысяч административных правонарушений в сфере антиалкогольного законодательства (17047; АП – 14157; +20,4%) и 350 правонарушений за потребление наркотических средств (361; АП – 464; -22,2%).Вместе с тем, после ликвидации медицинских вытрезвителей, находившихся в структуре МВД, вытрезвление граждан осуществляется только специализированными медицинскими учреждениями. Районные больницы в большинстве случаев отказываются госпитализировать и принимать меры к вытрезвлению лиц, находящихся в сильном опьянении, ссылаясь на отсутствие койко-мест либо специализированный медперсонал. В течение 2012 года Главным управлением перед Министерством здравоохранения и администрацией г. Волгограда поднимался вопрос о необходимости открытия на территории города еще одного пункта оказания наркологической помощи, который до настоящего времени не решен.  В отчетном периоде  увеличилось количество преступлений, совершенных ранее судимыми лицами. Так, около тысячи лиц указанной категории (+32,9%; с 729 до 969), изобличены в совершении 1250 преступлений (+31,0%; с 956 до 1252). В большинстве случаев причинами совершения повторных преступлений лицами данной категории является их социально-бытовая необустроенность. На наш взгляд, необходимо скоординировать заинтересованные министерства и ведомства региона по вопросам сопровождения социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы. Также требует корректив региональное законодательство в части принятия нормативного документа, предусматривающего необходимость квотирования рабочих мест для лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.Другим проблемным вопросом является невозможность осуществления выплат гражданам за добровольную сдачу предметов вооружения в связи с прекращением финансирования данных мероприятий за счет средств областного бюджета. В ходе взаимодействия с аппаратом Губернатора и Правительства Волгоградской области, с мая 2012 года прорабатываются вопросы по разработке нормативно - правового акта, регламентирующего порядок и размеры вознаграждений за добровольно сданное гражданами оружие и боеприпасы. Не решенным остается только вопрос по определению регионального Министерства (Комитета), через которое будут осуществляться выплаты.В минувшем году, несмотря на сложное положение в финансовой сфере и отдельных отраслях экономики, продолжала действовать областная  целевая программа «Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области на 2010-2014 годы». В 2012 году на ее реализацию из областного бюджета выделено всего около 1 миллиона 300 тысяч рублей. Данные средства не были направлены на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. На 2013 год финансирование запланировано в размере 10 млн. рублей (10403 тыс. р.). Надеюсь, в текущем году выделяемые средства будут освоены в полном объеме. Нами выстроено конструктивное взаимодействие с МВД России по техническому оснащению, в т.ч. автотранспортом. Так, в текущем году Главком получено 10 полноприводных автомобилей Мерседес для подразделений УГИБДД, что, безусловно, укрепляет службу ГАИ.Другим проблемным вопросом остается неэффективная работа системы «Безопасный город», где на сегодняшний день из 313 камер видеонаблюдения, более 20% ежедневно находятся в неисправном состоянии. В прошедшем году поступательное движение в развитии данного комплекса прекратилось, обозначились серьезные проблемы в поддержании его работоспособности.  Причиной этому послужило фактическое приостановление действия областной программы профилактики в данной части, изменения в которую внесены в июле 2012 г. с существенным сокращением финансирования мероприятий по техническому обслуживанию и модернизации имеющихся систем видеонаблюдения с 1, 5 млн. до 627,7 тыс. рублей.Однако, выделенное незначительное финансирование так и не освоено ввиду создания принципиально нового государственного бюджетного учреждения «Безопасный регион» (подведомственное Министерству транспорта) и снятия полномочий с «Центра информационных технологий». Вновь созданное учреждение достаточно обеспечено материально-техническими и кадровыми ресурсами.Надеюсь, что данное учреждение в текущем году получит достойную поддержку, в т.ч. с решением вопросов полноценного запланированного бюджетом области финансирования.Справочно: начиная с сентября 2012 года Главным управлением проводились мероприятия по инвентаризации имеющихся камер видеонаблюдения АПК «Безопасный город» и учтенных на балансе по федеральному бюджету для передачи их из федеральной собственности в государственную, с последующим закреплением в оперативное управление за ГБУ «Безопасный регион» (из 313 камер видеонаблюдения, задействованных в АПК «Безопасный город» учтены на балансе по федеральному бюджету – 102 ед.) В настоящее время документы о передаче федерального имущества на баланс субъекта РФ находятся  на согласовании в ДТ МВД России. В настоящее время законом об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов напрямую не заложены бюджетные средства по наращиванию и поддержанию работоспособности камер видеонаблюдения АПК «Безопасный город». Запланировано выделение из бюджета финансирования в размере 73 млн. рублей на деятельность ГБУ «Безопасный регион», из них на мероприятия по техническому обслуживанию, модернизации и наращиванию систем фото и видеофиксации нарушений ПДД и сегмента АПК «Безопасный город» 53 млн. 800 тыс. рублей.
Одно из главных требований руководства страны – приблизить участкового уполномоченного к гражданам. Для эффективной работы с населением необходимо помещение на обслуживаемом участке (участковые пункты полиции - мини-центр профилактики, непосредственно на административном участке) и служебное жилье, чтобы не тратить рабочее время на поездки до участка и обратно. Необходимы также  оргтехника и надежная связь – чтобы иметь возможность исполнять документы и обращаться к ведомственным базам данных. На территории г. Волгограда и области расположено 477 (АП – 488) участковых пунктов полиции, из которых необходимым требованиям соответствует лишь 256 (53,7%), оснащено орг. техникой 304 (63,7%).На территории областного центра расположено 60 (АП – 63) участковых пункта полиции, из них соответствуют требованиям только 30 (50%). Для более эффективного проведения профилактической работы, необходимо решить вопрос о выделении 44 помещений под участковые пункты полиции из них: 7 в г. Волгограде, 37 в районах области.Не все главы администраций муниципальных районов и городских округов исполняют требования  Федерального закона «О полиции» (№ 3 – ФЗ) по выделению помещений под участковые пункты полиции.Наиболее негативная ситуация сложилась в Урюпинском районе, где необходимо выделить 6 помещений под УПП (х. Дьяконовский-2, х. Дубовский, х. Краснянский, х. Беспаловский и х. Бугровский).Аналогичная ситуация в Суровикинском районе, где необходимо выделить 5 помещений под УПП (г. Суровикино – 2, х. Б. Осиновский, х. Н. Осиновский, х. В. Солоновский), в Михайловском – 4 помещения (г. Михайловка – 2, х. Троицкий, х. Безымянка), и в Городищенском – 2 помещения (п. Царицын и п. Паньшино).Указанные недостатки отмечаются в течение 2-х лет на аналогичных совещаниях, однако до настоящего времени мер не принято, что особенно актуально с учетом требований нового приказа МВД России № 1166 от 31.12.2012 года, об организации деятельности участковых уполномоченных полиции, который 27 марта текущего года, опубликован в «Российской газете» и через 10 дней вступит в законную силу. Данный приказ оставляет обязанность органов местного самоуправления в соответствии с законом «О полиции» предоставлять участковому уполномоченному полиции помещение для работы на обслуживаемом участке.Продолжает оставаться сложной обстановка на дорогах области. За 2 месяца в 300 ДТП (292; АП – 281; +3,9%)  погибло 59 (АП – 44; +34,1%) и получили ранения около 400  человек (381; АП – 369; +3,3%).Каждое третье дорожное происшествие совершено из-за превышения скорости и её несоответствия конкретным условиям. Именно поэтому серьезная ставка сделана на повсеместное внедрение и развитие системы фото-видеофиксации, как сдерживающий аварийность фактор. Внедрение комплексов фото-видеофиксации позволило снизить не только тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий, но и общую аварийность в местах их установки. Необходимо отметить, что автоматические средства фиксации правонарушений позволяют выполнять и другие, важные для общества и государства задачи. Помимо повышения водительской дисциплины, повышают уровень антитеррористической безопасности, способствуют розыску угнанного и похищенного транспорта.Считаю важным отметить состояние улично-дорожной сети. На мой взгляд это - одно из приоритетных направлений деятельности не только правоохранительных органов, но и всех институтов власти. Но положение меняется крайне медленно.Проведенными проверками выявляются многочисленные нарушения требований нормативов по безопасности движения, относящиеся к обустройству улично-дорожной сети. Как результат, в прошедшем году неудовлетворительное состояние улиц и дорог сопутствовало совершению 96 ДТП, что составляет 32,9% от  общего числа ДТП (погибло 22 и  получили ранения 124 человека). Все это способствует совершению происшествий, связанных с наездами на пешеходов, которые влекут за собой тяжкие последствия для жизни и здоровья. Так, из-за нарушения ПДД пешеходами совершено 50 ДТП, в которых погибло 8 и ранено 44 человека.Обоснованную тревогу вызывает отсутствие областной программы по профилактике безопасности дорожного движения, которая прекратила свое существование в 2012 году.  Специфика нашего региона предполагает целенаправленную работу по предупреждению нелегальной миграции. Однако проведение данных мероприятий затрудняется отсутствием центров по содержанию иностранных граждан, лиц без гражданства, незаконно пребывающих на территории России. Мы эту проблему должны были снять давно, к сожалению, до настоящего времени в области такого учреждения просто нет. В связи с сохраняющейся реальной угрозой совершения террористических актов, нами на постоянной основе осуществляется  комплекс антитеррористических мероприятий. Особое внимание уделяется исключению фактов пропаганды экстремистских идей, обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания граждан, объектов образования, культуры, жизнеобеспечения. В результате принятых мер, в отчетном периоде на территории Волгоградской области террористических актов не допущено. Буквально несколько дней назад (26.03.2013 г.) на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Южного федерального округа при заместителе Генерального прокурора РФ, Волгоградская область отмечена с положительной стороны по противодействию терроризму и экстремизму.Безусловно, в нашей деятельности имеется ряд проблемных направлений. Эти недостатки мы видим и проводим активную работу по их устранению. В настоящее время принимаются жесточайшие меры по наведению порядка в сфере соблюдения сотрудниками дисциплины и законности, при этом к сотрудникам, их допустившим принимаются самые жёсткие меры вплоть до увольнения и привлечения к уголовной ответственности.  Особое внимание уделяется контролю, за соблюдением законодательства при учёте и регистрации преступлений. Нами инициативно выявляются нарушения учётно-регистрационной дисциплины, виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности.        Одной из самых важнейших задач в текущем году является активное противодействие криминализации системы ЖКХ. В этой связи необходимо во взаимодействии с Прокуратурой, Следственным комитетом, Правительством области, аппаратом полномочного представителя Президента РФ понудить все контролирующие органы, как районного, так и областного уровня, эффективно выполнять свои функции в данной сфере, так как дальнейшее бездействие может привести к  резкому возрастанию социальной напряженности в регионе. Нужно признать, что в этой части мы явно недорабатываем, в связи с чем руководству подразделений дознания, следствия, экономической безопасности, во взаимодействии с правоохранительными органами, поставлены дополнительные задачи, направленные на выявление и изобличение преступников в системе жилищно-коммунального хозяйства и управляющих компаний. Также ужесточены требования по контролю за проведением проверок предпринимателей и юридических лиц, с соблюдением прав предпринимателей, предусмотренных действующим законодательством (ФЗ-294). В связи со значимостью данный вопрос вынесен на рассмотрении коллегии Главного управления (01.04.2013 г.). Много об этом говорить не буду, т.к. несколько дней назад данный вопрос подробно рассмотрен на совещании при заместителе Генерального прокурора РФ.В заключение хотелось бы отметить, что безусловно, первоочередными задачами, стоящими перед личным составом волгоградской полиции в 2013-м году, в соответствии с требованиями Директивы МВД России (№ 1 дсп от 31.10.2012 г.) являются вопросы обеспечения антитеррористической безопасности, предупреждение и пресечение проявлений экстремизма, в особенности в молодёжной среде. С учетом складывающейся обстановки, не только в Северо-Кавказском регионе, но и в целом по России, на особом контроле должны оставаться вопросы межнациональных отношений, оперативного и слаженного реагирования всех правоохранительных органов на осложнения обстановки, связанные с возникновением конфликтов, в том числе  на национальной почве. Необходимо провести мероприятия по совершенствованию организационных основ профилактики преступлений и правонарушений, оздоровлению криминогенной обстановки на улицах и в других общественных местах. В целях информирования населения об оперативной обстановке и проделанной работе, а также получения информации об оценке населением деятельности полиции, необходимо во взаимодействии со СМИ проводить отчет о проделанной работе перед населением, начиная от участкового уполномоченного полиции и заканчивая начальником территориального органа МВД России.Организовать работу по снижению уровня криминализации и коррупционной пораженности ключевых отраслей экономики, активизировать борьбу с противоправным переделом собственности, хищениями и нецелевым использованием бюджетных денежных средств.Особое внимание необходимо уделить комплексу мер, направленных на обеспечение общественного порядка при проведении и организации массовых мероприятий, в т.ч. и «майских» праздников. При этом учесть недостатки и имевшие место промахи со стороны организаторов данных мероприятий. (Как пример, организация возложения венков на пл. Павших Борцов в период празднования 70-летия победы в Сталинградской битве).С учетом присутствия глав администраций, хотел бы обратить внимание на организацию досуга в детских оздоровительных лагерях, т.к. в период летней оздоровительной кампании для этих целей мы на постоянной основе задействуем более 50 сотрудников полиции. Здесь необходимо проработать вопрос о привлечении к данным целям сотрудников частных охранных предприятий. Безусловно, обследование лагерей и обеспечение безопасности при сопровождении детей должны остаться за нами.            Хочу отметить, что имеющиеся сегодня положительные результаты, достигнуты к сожалению не за счёт широкого использования технических средств, а во многом за счёт увеличения нагрузки на сотрудников и правильной организации работы. Все вышеперечисленные задачи нам придется решать при существующей штатной численности, при этом никаких дополнительных штатных единиц МВД не выделяло и не планирует выделять. Таким образом, с учетом отсутствия резерва в текущем году мною было принято решение о сокращении аппарата Главка на 10% (70 ед.) с передачей должностей в территориальные ОВД, задача которых быстро укомплектовать и использовать их по назначению, Например, в МО МВД «Котельниковский» и ОВД по Среднеахтубинскому району  дополнительно передано по 2 должности участковых уполномоченных и уголовного розыска соответственно.         В этой связи необходимо активизировать работу по укреплению материально - технической базы наших подразделений.  От успешного решения этих и других вопросов, связанных с модернизацией деятельности органов внутренних дел, напрямую зависит качество и эффективность выполнения поставленных перед нами задач.
Уважаемый президиум!Уважаемые присутствующие!В завершение благодарю коллег из УФСБ, прокуратуры, следственного комитета, наркоконтроля, законодательной и исполнительной власти, присутствующих руководителей за тесное и плодотворное сотрудничество, которое способствовало достижению наших результатов. Также хочу заверить, что поставленные перед органами внутренних дел задачи будут выполнены.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России