Выступление начальника ГУ МВД России по Волгоградской области генерал-лейтенанта полиции А.Н. Кравченко на расширенном заседании коллегии Главного управления по вопросу: «Об итогах оперативно-служебной деятельности ГУ МВД России по Волгоградской области

ВЫСТУПЛЕНИЕ

начальника ГУ МВД России по Волгоградской области генерал-лейтенанта полиции Кравченко Александра Николаевича на расширенном заседании коллегии Главного управления по вопросу:  «Об итогах оперативно-служебной деятельности ГУ МВД России по Волгоградской области за 2015 год»

(25.01.2016 года, г. Волгоград)

         

 

Уважаемый президиум!

Товарищи  офицеры!

 

Оценивая результативность работы за прошедший год отмечу, что работая в сложных условиях, основные задачи по поддержанию правопорядка на территории области выполнены.

Принятые организационные и практические меры, нацеленные на усиление борьбы с преступностью, способствовали укреплению общественного порядка и безопасности, достижению значимых результатов по основным направлениям деятельности.

Наряду с решением текущих задач, значительные ресурсы задействовались для обеспечения общественной безопасности при проведении почти 10 тысяч массовых мероприятий, прежде всего связанных с новогодними праздниками, празднованием 72 годовщины победы в Сталинградской битве (2 февраля т.г.),  выборов в органы местного самоуправления (13 сентября п.г.), посещением  г. Волгограда председателем Государственной Думы  (Нарышкиным С.Е., 8 декабря п.г.). В сложнейших  условиях при поддержке Волгоградской академии, внутренних войск МВД России обеспечена охрана общественного порядка при  проведении целого ряда мероприятий, связанных с празднованием 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне (9 мая), а также приуроченному к этой дате приезду  Министров иностранных дел Германии (Штайнмайер) и Российской Федерации (Лавров, 7 мая), при этом администрацией Президента России  и МВД Главку дана высокая оценка. За высокий профессионализм поощрены сотрудники полиции, принимавшие активное участие в обеспечении правопорядка  и безопасности дорожного движения.

Кроме того, значительное число личного состава привлекалось для выполнения служебно – боевых задач в Республиках Северного Кавказа, а также в Крыму. В свою очередь мы все делаем для того, чтобы волгоградские полицейские достойно выполняли поставленные задачи, при этом в адрес Главного управления неоднократно поступали благодарственные письма со стороны руководства региональных МВД.

Хотел бы подчеркнуть, что в преддверии 9 мая впервые в истории Главка Губернатор нашей области,  совместно с руководством ГУ выезжал на Северный Кавказ, а именно в Махачкалу, Каспийск, высокогорный Гергебильский район Дагестана, где встречался с личным составом сводного отряда и спецподразделений, выполняющих служебно – боевые задачи. Такие совместные выезды, безусловно, повышают моральный дух сотрудников полиции и стимулируют к добросовестному выполнению поставленных МВД задач (кстати, Бочаров Андрей Иванович  единственный из всех Губернаторов России, кто за последние годы побывал на Кавказе и встречался с личным составом полиции).

Не оставались без внимания и наши ветераны, и особенно ветераны Великой Отечественной войны. Стали традиционными встречи с активом ветеранского движения, многие из них и на сегодняшний день активно нам помогают, передавая свой богатый опыт молодым сотрудникам. В октябре прошлого года по просьбе наших ветеранов, на территории Главка в день работников уголовного розыска (5.10.2015) открыта единственная в России скульптурная композиция легендарным сыщикам МУРа, любимым киногероям, Глебу Жеглову и Володе Шарапову.

В минувшем году мы продолжили уделять внимание развитию так называемых «полицейских» классов, при этом по сравнению с 2014 годом более чем в 2 раза возросло как количество самих классов (с 39 до 83), так и учащихся в них детей (с 929 до 1939), при этом они созданы практически в каждом муниципальном районе  (за исключением Новониколаевского района). В целях повышения патриотического воспитания молодежи на базе СОБР «Вектор» проведена традиционная акция «Вектор мужества» с вручением беретов учащимся «полицейских» классов и воспитанникам детских домов г. Волгограда.

В прошедшем году были завершены серьезные оргштатные мероприятия. В каждом муниципальном районе создан и работает самостоятельный и полноценный орган внутренних дел, при этом с целью обеспечения функциональной эффективности органов внутренних дел, нами было принято волевое решение по сокращению аппарата Главного управления (на 10%)  и передаче территориальным органам дополнительной штатной численности.

Хотел бы отметить, что мы, как и все подразделения МВД России подверглись оптимизации, в результате чего сокращено порядка восьмисот сотрудников полиции, из них около шестисот (572) сотрудников УВО и 200 единиц аппарата Главка. Сокращение всегда болезненный процесс, однако МВД учли наше инициативное сокращение Главка в предыдущий период, и мы по сравнению с другими регионами в 2015 году в большей степени сохранили численность личного состава (справочно: в Екатеринбурге -  сокращено  1040 сотрудников аппарата ГУ, Н. Новгороде – 900, Саратове – 800, Ставрополе – 684, Самаре – 342), при этом ни одного сотрудника в территориальных подразделениях не сокращено.

В целях усиления пропускного режима на территорию региона со  стороны Кавказа, в Светлоярском районе сформирован сводный отряд полиции Главка (дислокация СП ДПС «Чапурниковский»), основная задача которого – проверка и досмотр прибывающего автотранспорта, лиц и грузов.

Данный отряд создан за счет откомандирования сотрудников полиции из территориальных отделов органов внутренних дел, также   нам помогают сотрудники ФСБ и ФМС. Мы вынуждены там держать большие силы и совместно с ФСБ проводить антитеррористические мероприятия.

В этой связи хотел бы выразить слова благодарности Администрации области за создание условий для эффективной работы сотрудников на данном посту.

Говоря о помощи Администрации области, хотел бы сказать, что так уж случилось, что с 2001 года здание отдела МВД России по Котовскому району мы арендовали у коммерческой структуры, однако в настоящее время Администрацией области здание выкуплено и передано вместе с землей в федеральную собственность.

В прошедшем году проводились мероприятия по техническому укреплению и оснащенности подразделений. В ходе централизованных поставок МВД, получено 118 единиц служебного транспорта, из них 19 единиц спецавтотранспорта (5 транспортных средств для нарядов, несущих службу с собаками, 1 пожарно – техническая лаборатория, 1 автомобильная передвижная радиостанция, 1 а/м КАМАЗ – водометная установка, 1 бронированный УАЗ «Есаул»,  иные – 10), 1 автобус большого класса для подразделения ОМОН. Кроме этого, Администрацией области  передано 100 единиц служебного автотранспорта (НИВА) для нужд участковых уполномоченных полиции, оказана помощь в обеспечении бензином (выделено более 136 тонн), а также передан  подразделению ОМОН  микроавтобус Фольксваген (марки Крафтер). Главами сельских и городских поселений выделено 9 помещений для работы участковых уполномоченных полиции.

В минувшем году совместно с региональными и федеральными СМИ проводилась работа по повышению престижа службы. В эфирах и на страницах изданий освещено почти 38 тысяч материалов о деятельности Волгоградской полиции. Все это, безусловно, сказывается на открытости работы сотрудников полиции.

На счету оперативников Волгоградской области успешные операции по раскрытию ряда резонансных преступлений, например убийства водителей - дальнобойщиков в Новоаннинском районе; тройного убийства граждан в Алексеевском районе; изнасилования и убийства несовершеннолетних в Новоаннинском и Урюпинском районах; убийства фермеров в Ольховском, Городищенском и Калачевском районах; двойного убийства граждан Узбекистана в Красноармейском районе города Волгограда. Пресечена деятельность нескольких групп, осуществлявших хищения дорогостоящих иностранных и отечественных автомашин.

В Главке выстроена система материального и морального поощрения сотрудников за раскрытие  преступлений. Кроме того, на протяжении 6 лет совместно с региональным Управлением Следственного комитета России мы регулярно поощряем сотрудников ведомств, участвующих в выявлении  и раскрытии резонансных преступлений, в том числе коррупционной направленности, при этом поощряются не только сотрудники оперативных подразделений (УР, БЭП, СБ), но и  личный состав других служб (УУП, ГАИ, ППС, ОМОН, СОБР).

В преддверии Дня сотрудника органов внутренних дел (9.11.2015) в Белом зале Администрации области состоялся торжественный прием и награждение правами Губернатора наиболее отличившихся сотрудников Главного управления, а также преподавательского состава и курсантов Волгоградской академии МВД России (поощрено 18 сотрудников).

Отмечу, что принятые организационные и практические меры, нацеленные на усиление борьбы с преступностью, в т.ч. в рамках Директивы (№ 2 дсп от 12.12.2014г.) и коллегии МВД (№ 1км от 3.03.2015) способствовали укреплению общественного порядка и безопасности, достижению значимых результатов по основным направлениям деятельности.

Говоря о борьбе с преступностью отмечу, что в целом нам удалось добиться определенных положительных результатов. Снизилось общее количество зарегистрированных фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей, краж транспортных средств, хулиганств, фактов незаконного завладения транспортом. Увеличилось количество раскрытых преступлений. Почти на 50% больше раскрыто преступлений из числа совершённых ОПГ (с 66 до 98), в том числе в 4 раза больше задокументировано ОПГ, созданных на этнической основе (с 6 до 24). Возросло количество выявленных лиц (+10,7%;  с 17447 до 19319), совершивших преступления, в том числе привлеченных к уголовной ответственности (+5,6%; с 14631 до 15452).

Нам удалось достичь значимых результатов по ряду приоритетных направлений, достаточно сказать, что Главное управление  по оценке МВД Россиистабильно входит в пятерку лучших подразделений среди субъектов России (определенной приказом МВД РФ № 1040-2013 г.).

С учётом жёстких критериев оценки это серьёзный результат, за которым стоит большой труд сотрудников волгоградской полиции, профессионально и добросовестно выполнявших поставленные задачи.

Эти результаты не были бы достигнуты без конструктивного взаимодействия со всеми правоохранительными органами региона. Традиционно активно велась работа совместно с ФСБ (все значимые выявленные и раскрытые резонансные преступления проводятся только совместно с ФСБ), Следственным Управлением Следственного Комитета, Прокуратурой, ФСКН, ФСИН, ФССП, а также судебными органами.

Выстроено также взаимодействие с линейным управлением МВД России на транспорте, ФМС, МЧС, аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации, уполномоченным по правам человека. Администрация региона и областная Дума также не оставались в стороне от наших проблем.  В обеспечении правопорядка нам всегда помогают коллеги из Волгоградской академии, внутренних войск МВД России, представители общественных формирований и казачеств.

Благодарю всех, кто внёс свой вклад в решение задач по поддержанию правопорядка  на территории области.

Вместе с тем, в нашей работе имеют место недостатки, над которыми нам предстоит работать. Эти проблемы  и пути их решения мы сегодня детально обсудим.

Подробный отчёт по каждому направлению мы услышим из докладов моих заместителей, а также руководителей ряда служб и подразделений. Остановлюсь на принципиальных направлениях и основных задачах.

Важнейшей линией для нас является противодействие экстремизму и терроризму. Как в целом по России, так и в нашем регионе, где проживают более 120 национальностей, сосредоточены различные религии и культуры категорически недопустимы любые экстремистские проявления, попытки разжигания национальной или религиозной ненависти, конфликтов на этой почве. Это направление нужно постоянно держать на личном контроле руководителей.

Органами внутренних дел проведена большая работа по обеспечению антитеррористической защищенности объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения. В результате принятых мер, в отчетном периоде на территории Волгоградской области террористических актов не допущено.

Переходя к результатам работы следует отметить, что при увеличении общего количества раскрытых преступлений  (+11,1%; с 19660 до 21837), раскрываемость снизилась на 2,4% и составила 53,7%. Эффективность в данном направлении снижена в 8 подразделениях,  в т.ч. наиболее значительно в О МВД России по Калачевскому (-12,3%),  Еланскому  (-7,5%) и Руднянскому  (-5,1%) районам.

В целом, при увеличении по области остатка нераскрытых преступлений  (+22,5%; с 15393 до 18861), более чем в полтора раза возросло их количество на территории обслуживания Светлоярского (с 249 до 410), Городищенского (с 253 до 405) и Алексеевского (с 43 до 67) районов.

Не справились с приоритетной задачей по сокращению остатка нераскрытых тяжких и особо тяжких преступлений коллективы 23 подразделений. В 2 и более раза возросло число приостановленных преступлений на территории обслуживания Киквидзенского и Алексеевского районов.

В этой связи руководству ГСУ, управления уголовного розыска необходимо взять на особый контроль работу в данном направлении.

Еще одной серьезной задачей является борьба с коррупцией. Сегодня на первый план выходит пресечение наиболее опасных ее проявлений, в частности речь идет о преступлениях, совершаемых должностными лицами высокого уровня, а также в значительном размере. В результате совместной работы с заинтересованными ведомствами количество выявленных должностных преступлений возросло на 2,5% (с 603 до 619; +2,7%), в т.ч. фактов взяточничества почти на 30% (с 442 до 569; +28,7%). Больше задокументировано взяток в крупном и особо крупном размере (с 34 до 36; +5,9%), при этом средний размер полученной взятки составил более 82 тысяч рублей (82363). По количеству выявленных фактов дачи взятки наша область заняла 1-е место по России, а по количеству выявленных фактов получения  взятки мы вышли на 2-е место после г. Москвы.

Вместе с тем, на протяжении двух лет не выявлено ни одного факта получения взятки на территории Быковского, Ленинского, Урюпинского, Котовского,  Новоаннинского, Алексеевского, Калачевского и Нехаевского районов.

Руководителям указанных подразделений необходимо сделать соответствующие выводы.

К числу приоритетных задач по-прежнему относятся вопросы повышения качества расследования. ГСУ значительно прибавило в своей работе по основным показателям, в том числе по оконченным производством уголовным делам (+6,7%; с 6028 до 6429) и направленным в суд (+8,1%; с 5482 до 5925). Наряду с фактами высоко профессиональной работы по расследованию резонансных уголовных дел, а таковых немало, например в октябре 2015 года направлено в суд уголовное дело 2010 года по факту осуществления незаконной врезки в нефтепровод, расположенный на территории Котовского района. Более 4 лет продолжалось расследование, по результатам которого изобличены 13 организаторов и членов преступного сообщества, при этом, допускается серьезный брак в работе, в том числе следственной частью ГСУ. Имеют место позорные факты утраты вещественных доказательств как в 2014, так и прошедшем году.  К сожалению, слишком часто возникает волокита по уголовным делам, что приводит к нарушениям сроков расследования (+2,4%; с 2513 до 2573)  и росту количества приостановленных уголовных дел (+27,9%; с 13488 до 17249).  

Имеются вопросы и по  организации работы подразделений дознания. Так,  отмечается рост числа приостановленных уголовных дел (+22,6%; с 8936 до 10951), оконченных свыше установленного УПК РФ срока дознания (+22,6%; с 1949 до 2389), а также прекращенных уголовных дел (+95,1%; с 286 до 558).

Кроме этого, так и не решена проблема с мошенничествами, которые совершаются в основном преступниками из других регионов. Значительное количество преступлений остается не раскрытыми. Общая раскрываемость мошенничеств сократилась до 28% (28,8%; АППГ -  41,6%). Основной резерв повышения эффективности работы в этом направлении – это улучшение взаимодействия следователей и дознавателей с сотрудниками оперативных и экспертно – криминалистических подразделений.

Также должны быть приняты дополнительные меры по повышению уровня профессиональной подготовки следователей и дознавателей, и усилению ведомственного процессуального контроля за их деятельностью.

Требует совершенствования работа подразделений полиции по охране общественного порядка, и прежде всего, в связи с продолжающейся тенденцией к увеличению на протяжении последних пяти лет количества преступлений, совершенных в общественных местах. По сравнению с 2011 годом число данных преступлений возросло почти в 3 раза (с 6266 до 16336). В отчетном периоде на улицах рост преступлений составил почти 23% (+22,7%; с 8628 до 10586). Наиболее значительно возросла уличная преступность на территории обслуживания Даниловского (в 2,8 раза; с 10 до 28), Фроловского (+97,5%; с 80 до 158), Быковского (+83,3%; с 30 до 55) и Светлоярского (+78,7%; с 47 до 84) районов.  В этой связи, руководству полиции необходимо активнее привлекать граждан и общественные формирования к решению правоохранительных вопросов, а также внедрять передовые методы и современные информационные технологии.

Остается сложной обстановка и на  дорогах области. Аварийность недопустимо высока, хотя итоги прошлого года показывают на ее снижение  (-6%; с 2665 до 2506), а также на снижение числа погибших (-22,1%; с 440 до 343) и получивших ранения людей (-8,5%; с 3301 до 3019). Главное закрепить эту положительную динамику и приложить максимум наших усилий для ее сохранения.

Одной из важнейших задач, по-прежнему, считаю укрепление дисциплины и законности. Несмотря на принимаемые меры, на сегодняшний день проблема чрезвычайных происшествий среди личного состава остаётся весьма острой, при этом позиция руководства Главка по данному вопросу однозначна – эти сотрудники подлежат увольнению, а их руководители  привлечению к строгой дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения от занимаемых должностей.        

Однако, ещё не все руководители и сотрудники сделали должные выводы. В прошедшем году по вине сотрудников совершено 169 ДТП (АППГ – 162; +4,3%), при этом 3  сотрудника при совершении ДТП находились в состоянии алкогольного опьянения (АППГ-7) и 2  отказались проходить медицинское освидетельствование (АППГ – 2).

Кроме того, в отчётном периоде возбуждено 55 уголовных дел в отношении 56 сотрудников (АППГ – 43 дела в отношении 35 сотрудников).

В прошедшем году проводилась активная работа по укреплению учетно – регистрационной дисциплины. Несмотря на достигнутые положительные результаты (общее количество возбужденных уголовных дел из отказного производства снизилось на 4,5%; с 3534 до 3376, -158), остается ряд проблемных вопросов, при этом много претензий к руководству Управления МВД России по г. Волгограду, где допущен наибольший рост  возбужденных уголовных дел из отказного производства (+3,3%;       с 2077 до 2147, +70), а также иные грубые нарушения учетно – регистрационной и статистической дисциплины. В этой связи были приняты определенные кадровые решения, мне пришлось понизить в занимаемой должности начальников отделов полиции  № 2 и № 4 У МВД России по г. Волгограду.

Помимо этого, за грубые нарушения служебной дисциплины по отрицательным основаниям уволены из ОВД 138 сотрудников     (АППГ-104; +32,7%), за неудовлетворительную организацию работы были понижены в должностях начальники ОП  № 8  У МВД России по г. Волгограду и  О МВД России по Ленинскому району.

В прошедшем году сотрудниками ОРЧ (СБ) изобличены восемь членов организованной преступной группы из числа сотрудников ДПС            г. Волгограда, которые вымогали деньги с водителей транспортных средств под угрозой составления административных протоколов за грубые нарушения ПДД (возбуждено 12 уголовных дел по 27 эпизодам преступной деятельности).  Данные факты стали следствием отсутствия контроля со стороны руководства городского ГАИ и  командного состава строевых подразделений ДПС.

Неумелая и некачественная работа по выполнению законодательства в части эвакуации автомашин привела к тому, что сотрудники ДПС не профессионально организовали эвакуацию автотранспорта в местах, где преждевременно, без соответствующего согласования, были установлены таблички «Работает эвакуатор», что вызвало большой общественный резонанс. Мы были вынуждены жестко реагировать. По результатам служебной проверки мною было принято решение о понижении в занимаемой должности всего руководства городского ГАИ, а также ряда руководителей областного ГАИ. Кроме этого,  привлечены к строгой дисциплинарной ответственности начальник У МВД России по г. Волгограду и иные руководители, ответственные за данное направление деятельности.

Это далеко не все проблемы в деятельности органов и подразделений Главного управления. Отмеченные в докладе недостатки сказались  на конечных результатах оперативно-служебной деятельности, которые могли  быть значительно лучше при должном уровне управленческого воздействия ряда руководителей служб аппарата Главка.

Надеюсь, что заседание коллегии пройдёт в конструктивном ключе и самокритично.  Предлагаю руководителям служб и подразделений, в своих докладах более детально остановиться на причинах просчетов в организации работы и принимаемых мерах по исправлению ситуации.

Безусловно, первоочередными задачами, стоящими перед личным составом Волгоградской полиции в 2016-м году, в соответствии с требованиями Директивы МВД России (№ 3 дсп от 17.11.2015г.) должны остаться вопросы обеспечения антитеррористической безопасности, предупреждение и пресечение проявлений экстремизма, противодействия этнической преступности. С учетом складывающейся обстановки, не только в Северо-Кавказском регионе, но и в целом по России, на особом контроле должны оставаться вопросы межнациональных отношений, оперативного и слаженного реагирования всех правоохранительных органов на осложнения обстановки, связанные с возникновением конфликтов, в том числе  на национальной почве. Требуется повысить эффективность оперативного контроля среди национальных общин и диаспор.

Необходимо сосредоточить усилия на повышении эффективности реализации полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения и усилению ведомственного контроля за соблюдением учетно – регистрационной, статистической дисциплинами и законностью.

Нужно четко понимать, что мы будем работать в экстремальных условиях, в связи с сокращением финансирования нужно учиться держать ситуацию под контролем, главным образом за счет умелого и рационального использования имеющихся средств. Мы должны предпринять беспрецедентные меры экономии, при этом на первом месте должны быть мероприятия по сохранности бюджетных средств, в том числе средств самого Главка.

Организовать работу по      снижению уровня криминализации и коррупционной пораженности ключевых отраслей экономики, в том числе в так называемой «оборонке», учитывая, что сегодня в данную сферу направляются значительные средства. Также необходимо продолжить борьбу с противоправным переделом собственности, хищениями и нецелевым использованием бюджетных денежных средств, при этом основной упор сделать на выявление значимых, резонансных преступлений.

В целях снижения давления на мелкий и средний бизнес в условиях нестабильного экономического положения в стране, проверки коммерческих структур необходимо осуществлять только в установленном законом порядке.

Нужно активнее работать по выявлению преступлений в сфере ЖКХ, тем более, что в УЭБ и ПК создано специализированное подразделение (отдел № 8) по данному направлению.

С учётом предстоящих в сентябре т.г. масштабных мероприятий, связанных с выборами депутатов в Государственную  Думу, необходимо в тесном взаимодействии с УФСБ, другими правоохранительными органами, а также Администрацией области, провести работу, направленную на эффективное обеспечение охраны общественного порядка, недопущение активизации деструктивных сил при проведении данных мероприятий.

Безусловно, наша задача не допустить снижения эффективности проводимой работы, категорически исключив при этом любого рода фальсификацию.

Твёрдо уверен, что личный состав Главного управления готов выполнять поставленные перед ним задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, необходимый потенциал и возможности для этого имеются.

Подводя итоги проделанной работы за 2015 год необходимо отметить, что в целом, в соответствии с методикой оценки, наилучшей эффективности добились коллективы Дубовского, Камышинского, Николаевского, Ольховского и Кумылженского районов, наименьшей эффективности –   города Волгограда, Волжского, Даниловского, Котельниковского и Чернышковского районов.

Уверен, что имеющееся конструктивное взаимодействие со всеми правоохранительными органами региона, в том числе органами власти, позволит нам выполнять задачи по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности граждан на должном уровне. 

Благодарю за внимание!

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России